12 февраля 2020

Кризисы и методы генерации идей

Необычный митап на тему «Кризисы и методы генерации идей» собрал дизайнеров и аналитиков Noveo из Санкт-Петербурга и Новосибирска. Наш старший дизайнер Ирина не только рассказала, почему бывает трудно выдавать идеи и какие процессы позволяют всегда быть креативным, но и предложила проделать ряд творческих упражнений из своего арсенала.

Noveo generating ideas

Почему бывает трудно придумывать идеи?

С генерацией идей на работе приходится иметь дело не только людям творческих профессий. Креативность важна во всех сферах современной экономики, науки и бизнеса. Это настоящий двигатель, без которого нет прогресса. Почему же порой идеи и решения льются рекой, а порой бывает полный ступор?

Есть три тупика, в которые мы можем прийти, работая над проектом. Прежде чем перейти к общим методам генерации идей, рассмотрим их нюансы:

1. Ошибка успеха

Мы можем прийти к внезапному успеху проекта. И это самое страшное, что может случиться, потому что здесь приходится не только решать задачи проекта, но и бороться с собой, преодолевая стресс от резкого выхода из зоны комфорта, внезапно свалившейся ответственности и нередко публичности. Человек часто оказывается к этому не подготовлен и, как следствие, может получить эмоциональное выгорание, а проект может прийти к кризису, так как генерация идей в таком состоянии сильно затруднена. Важно помнить, что это явление нормально, и не пугаться его, а шаг за шагом преодолевать, используя методы генерации идей и придерживаясь плана.

2. Табу и клише

Другой сценарий, в котором мы можем лишиться креативности, — длительная работа со скучными проектами, стандартными решениями, клише, так как сложно потом избавиться от привычки выдавать «середнячок». Чаще всего такие ситуации возникают вследствие моральных ограничений и накладываемых на нас социальных табу. Они могут принести пользу в жизни, регулируя отношения, но мешают быть свободными в творческом процессе.

Неготовность к смелым идеями может случиться как на стороне заказчика, который приходит с готовой идеей и ожиданиями, каким должен быть проект, так и на стороне исполнителя. Некоторые заказчики готовы работать только в «зоне ожидания», некоторые соглашаются на идеи, которые попадают на ее границу. Правда, может случиться, что они попросят правки, которые снова утягивают идею в зону ожидания… Но бывают заказчики, которые с радостью принимают самые смелые и креативные идеи, выстреливающие за пределы зоны. И в этот момент важно, чтобы ваш креативный генератор мог такие идеи выдавать.

Зона ожидания

На митапе мы на упражнениях проверили, не мешают ли нам клише и табу. Вы тоже можете проверить: нарисуйте на бумаге рисунок, который вам было бы стыдно показать маме. 

Важно не представить, как вы это делаете, а сделать. Легко ли рисовалось? Реально ли вам стыдно показать это? Если вы не нашли стыдную тему, возможно, она блокируется, поищите еще. Если нашли, но трудно было выполнить — это совершенно нормально, просто обратите внимание на это и упражняйтесь почаще, и тогда к появлению смелого заказчика вы всегда будете готовы. А кому было легко, можете попробовать подобные упражнения на словах покрепче :))

Выполняя такие упражнения, мы расслабляемся, развлекаемся, и именно это и сбрасывает с нас оковы и позволяет легко придумывать идеи.

Дивергентное и конвергентное мышление

Когда над проектом работает команда, то в ней всегда должны быть люди, генерирующие идеи за зоной ожидания, и люди, работающие на зону ожидания и не дающие проекту развалиться. Здесь нам поможет знание о разных типах мышления — дивергентном и конвергентном.

Дивергентное мышление – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

Сильные стороны этого мышления:

  • генерация идей;
  • склонность придумывать что-то новое, необычное, за зоной ожидания;
  • разбирать существующее и ломать старое, привычное;
  • смотреть на вещи по-другому, допускать, что что-то может быть устроено иначе.

Минусы: дивергент генерирует много идей, но может не доводить их до конца.

Этот тип мышления развит у дизайнеров, аналитиков, программистов, маркетологов, инженеров, тестировщиков.

Второй тип мышления — конвергентное мышление. Это фокусировка человека на одном, главном решении проблемы.

Сильные стороны этого мышления: способность легко и уверенно оперировать существующими концепциями, знаниями, собирать их, как пазл из существующих вещей, и делать из этого рабочий жизнеспособный результат.

Минусы: много делают, но иногда затрудняются взглянуть на вещи по-новому.

Этот тип мышления часто активен у руководителей, менеджеров.

Каждому из нас присущи оба типа мышления, мы между ними переключаемся. Но когда мы находимся на своих местах в командной работе, важно убедиться, что в этот момент работает нужный тип. И, конечно же, хорошо их иметь в балансе, чтобы дивергенты могли доводить свои идеи до конца, а конвергенты могли быть гибче.

3. Провал проекта 

Еще один тупик, куда мы можем забрести, — это провал проекта. Как ни странно, именно этот вариант позволяет получить в итоге сильный продукт, если грамотно проанализировать все неудачи — как те, что случились и привели к провалу, так и те, что не случились. Задавайте себе вопрос: «Разве может быть еще хуже?» Прорабатывайте негативные варианты. В них всегда челлендж и ресурс.

Кроме анализа, провал обладает еще одной сильной стороной — это весьма эмоциональное состояние. Да, оно со знаком минус, но оно стимулирует на поиск нестандартных и сильных решений, давая эмоционально насыщенный продукт, который всегда более ценен, более желаем и, следовательно, может быть продан дороже.

Иногда бывает так, что в рабочей группе случается конфликт. Это может привести к провалу проекта, если не знать, что конфликт в команде на самом деле — позитивный раздражитель. Однажды я участвовала в эксперименте, в котором было три команды по 6 человек. В каждой команде был лидер, и ему предлагалось уволить двух «подчиненных». После этого лидер с подчиненными образовывали новую команду, команду с эмоциональным накалом, остальные так и оставались работать сильной тройкой. Так получилось 6 команд, всем поставили задачу — придумать проект. В конце подвели итоги, выбрали победителей и оказалось, что 2 из 3 команд с лидером и уволенными победили своих бывших коллег, создав более интересные проекты. Подобная статистика повторилась и в других экспериментах. Делайте выводы :)

Ну а теперь мы наконец-то переходим к систематическим методам генерации креативных идей!

Noveo generating ideas

Систематические методы генерации креативных идей

Метод 1. Инкубатор для вдохновения

Есть мнение, что идеи порождаются правым и левым полушарием. Это не совсем так. Какие-то функции мозга у нас действительно группируются в правом или левом полушарии, но идеи к нам приходят из сознания или подсознания.

Сознанием мы порождаем логические, рациональные идеи, а творческие инсайты, прорывы приходят из подсознания.

Noveo generating ideas

Как же сделать так, чтобы подсознание почаще подкидывало нам инсайты? Это не слишком сложно.

Как происходит у нас креативный процесс:

Noveo generating ideas

  1. Подготовка. На этом этапе мы формулируем задачу и пробуем придумать решение.
  2. Инкубация. Даже если мы придумали что-то, отвлекаемся от задачи и идем заниматься чем-то другим. В это время задача поступает в подсознание и пребывает там, потихоньку «маринуясь».
  3. Вдохновение. Это момент «эврики», когда решение найдено. Обязательно держите рядом блокнот. Часто это происходит во сне — не полагайтесь на память, записывайте все, что пришло, не фильтруя!
  4. После этого все инсайты перемещаются в «Продакшен», где их уже можно фильтровать, дорабатывать и так далее.

Метод 2. Мозговой штурм

Это тоже довольно известный метод, многие в нем наверняка уже участвовали. Давайте проверим, все ли правила штурма вы знаете?

  1. Оптимальный размер группы для мозгового штурма — 4-5 человек. Если меньше, то может не хватить креативного запала на п.4, если больше, то часть участников может не успеть вставить слово.
  2. Будьте готовы к тому, что 90% идей будут плохими, это нормально. Не останавливайтесь, не фильтруйте. Делитесь всеми своими идеями, чтобы увеличить и долю хороших идей.
  3. Воздержитесь от критики. Как и несвоевременная фильтрация, это останавливает генератор идей. Если вам не нравится чья-то идея, попробуйте применить к ней метод «да, и»: повторите формулировку идеи, прибавьте «да, и» — и получите новую идею. Может получиться глупо, может получиться забавно — это тоже здорово, посмеетесь, расслабитесь, и генератор идей заработает мощнее. А может быть, у вас получится действительно стоящая инновация. Это вы потом после штурма уже разберетесь :)
  4. Помните, что идеи не принадлежат никому во время штурма, они принадлежат коллективному разуму, группе.
  5. Время продуктивного штурма — 15 минут.
  6. Перед штурмом расскажите всем о правилах штурма, чтобы избежать сумбура и прерываний процесса.

Метод 3. Абстрагирование при креативном мышлении

Абстракция – это процесс упрощения сложных детализированных идей до более четких и маленьких. Например: жираф, слон, медведь — это животные.

Чтобы применить метод абстракции к креативному мышлению, мы задаемся вопросами:

  1. В чем состоит задача?
  2. Кто решал эту задачу раньше?
  3. Как мы будем применять это решение?

Мы можем брать разные объекты и пытаться их абстрагировать по-разному, получая из чего-то большого и сложного что-то более простое.

Процесс абстрагирования бесконечен. Условно его можно разделить на уровни, где каждый следующий уровень дает большую вероятность получения сильной идеи.

1 уровень: возьмем, например, сайт и посмотрим, как внутри отрасли заказчика решались какие-то поставленные задачи. Например, как привлечь инвесторов на сайт брокеров? Мы идем на сайты брокеров и смотрим, что они придумали. Проблема этого уровня в том, что, потратив время и силы на поиск идеи, мы в итоге получим шаблонное решение, как у многих.

2 уровень: можно посмотреть, как решались подобные задачи в других областях с заданными параметрами, обогащая тем самым свою область свежими идеями. Допустим, мы хотим привлечь инвесторов на сайт брокеров. Как здесь можно выйти за пределы отрасли? Не только инвесторы любят рисковать, поэтому мы можем задаться вопросом, как можно привлечь людей, любящих риски? Как привлекают свою аудиторию казино или любители экстремального вида спорта? Анализируем их сайты и смотрим, как мы можем применить их находки к себе. Например, когда-то сайт GoPro предлагал за расшаривание видео выиграть 1 000 000$. Мы тогда можем попросить посетителей нашего сайта поделиться идеей умной инвестиции за какую-то плюшку.

3 уровень: переходим от интернета ко всему цифровому. Например, у серферов есть радио и приложение, оповещающее о волнах. Заимствуем эту идею и получаем радио для инвесторов и приложение, оповещающее об уникальных идеях, в которые можно рискнуть и вложиться.

4 уровень: переходим от цифрового ко всей человеческой культуре.

И так далее, процесс бесконечен.

Метод SCAMPER

Последний метод, который мы разобрали на митапе, — SCAMPER. По сути своей это чек-лист, где каждая буква прячет под собой группу вопросов, которые мы должны задать, работая над своей задачей.

S — substitute: посмотрите, из каких разных элементов состоит ваша задача, и дальше пробуйте менять их один за другим.

Вопросы:

  1. Как мы можем заменить или изменить какие-то части?
  2. Есть ли смысл в том, чтобы заменить кого-то из людей, вовлеченных в процесс?
  3. Как мы можем использовать другие материалы?
  4. Как мы можем использовать другие процессы, правила, процедуры?
  5. Можем ли мы поменять имя? Бренд? Название? Цвет? Форму? Текстуру? Звук? Запах?
  6. Можем мы использовать идеи для других проектов?
  7. Как мы можем изменить свое отношение или чувства по отношению к объекту рассмотрения?

С — combine: скомбинируйте несколько, возможно, даже не очень классных идей в одну более эффективную. Пример: телефон + камера = инновация.

Вопросы:

  1. Какие свойства мы можем скомбинировать?
  2. Какие материалы мы можем скомбинировать?
  3. Можем ли мы скомбинировать продукт с продуктом? Задачу с задачей?
  4. Можем ли мы объединить вещи, чтобы снизить стоимость производства?

A — adapt: иногда идея, которая используется для решения одной проблемы, может быть использована для решения другой.

Вопросы:

  1. Какие части мы можем поменять?
  2. Есть ли другие продукты, которые мы могли бы адаптировать в другом контексте?
  3. Какие идеи мы можем адаптировать из проектов других людей?

M — modify, magnify: измените какой-нибудь аспект продукта, а затем преувеличьте его, специально представьте, что проблема не маленькая, а гигантская.

Вопросы:

  1. Что мы можем (пре)увеличить?
  2. Что мы можем минимизировать или удалить?
  3. Могу ли я добавить экстрасвойства?
  4. Как мы можем добавить экстраценность?

P — put to another use: здесь мы пытаемся генерировать новые идеи через рассмотрение других методов использования продукта.

Вопросы:

  1. Для чего еще это можно использовать?
  2. Как может кто-то не из нашей целевой аудитории это использовать? Ребенок? Пенсионер?
  3. Какую выгоду от продукта могут получить другие целевые аудитории?

E — eliminate: ищем вещи, которые можно убрать из продукта или сервиса.Таким образом, происходит приоритизация фич и функций. А от некоторых элементов вообще бывает важно избавиться – найдите их.

Вопросы:

  1. Что мы можем убрать без изменения функциональности?
  2. Что произойдет, если мы уберем что-то?
  3. Что не существенно?

R — rearrange, reverse: изучите проблему в обратном порядке, выверните наизнанку и, возможно, придете к интересным идеям.

Вопросы:

  1. Что мы можем переупорядочить?
  2. Что произойдет, если мы переупорядочим процесс?
  3. Как будет этот продукт работать в обратном порядке?

Как этот чек-лист помогает создавать креативные идеи?

  1. Берем продукт или сервис, над которым нужно поработать.
  2. Затем идем по scamper-чеклисту, проверяя различные альтернативы и приходя к новым идеям.
  3. Не все вопросы могут пригодиться, но полезно походить по всем вопросам, чтобы запустить креативный процесс

Особенно хорошо этот метод работает на мозговых штурмах.

Пожалуй, самым известным примером применения SCAMPER является пример McDonald’s:

Eliminate. В 1940 году Морис и Ричард МакДоналд продавали барбекю и широкую линейку закусок. Но в 1948 году братья поняли, что наибольший доход им приносят гамбургеры, чизбургеры, картошка, коктейли, газировки и яблочные пироги. Они убрали все остальное и сосредоточились на главном.

Adapt и Combine. Дальше они адаптировали кухню так, чтобы она стала похожа на линию сборки.

Combine. В 1954 году Рэй Крок, продавец миксеров для молочных коктейлей, получил право открыть больше ресторанов McDonald’s по всей стране и за ее пределами. Он соединил идеи братьев МакДоналд со своими знаниями и опытом в бизнесе, а позже и выкупил всю марку.

Adapt. В 70-х и 80-х компания адаптировала внутреннее пространство ресторанов так, чтобы посетители могли посидеть во время еды, как в ресторанах; модифицировала меню и ввела завтраки.

Combine. В середине 80-х начала комбинировать фастфуд с зелеными салатами, учитывая тренд на здоровое питание.

Adapt. В 1975-м рестораны были адаптированы под водителей и военных, которым запрещено покидать машины на службе.

Substitute. Постоянно применяют в разных масштабах — сезонные предложения, смена маскота (до Роналда МакДоналда символом был Спиди – колобок в поварской униформе).

Put another use. В 2009 году при ресторанах и прямо в них появились кофейни, а отработанное фритюрное масло стали использовать в производстве топлива для грузовиков.

Eliminate и Substitute. Исключили официантов и перешли на самообслуживание.

Пункты из чеклиста можно использовать как самостоятельные упражнения для разминки перед началом рабочего дня.

Упражнение «Кинофестиваль», например, построено на принципах S, A, P:

  1. На листе А4 приготовьте раскадровку примерно на 60 кадров. Это такая сетка на 4х25 ячеек, или 6х10, или как вам хочется. Главное, чтобы не меньше 60.
  2. Приготовить для просмотра любой видеоклип.
  3. Одновременно запустить клип и начать рисовать прямо во время просмотра. Ваша задача — нарисовать максимальное количество кадров, как будто вы хотите украсть идею и переснять этот клип от своего имени и со своими образами.

На митапе мы тренировались на клипе Metronomy — Month of Sundays (Official Video).

Одновременно этот клип является тестом на продуктивность. Те, кто зарисовал 51 и больше кадров, — вы суперпродуктивны! Кто меньше 20 — проделывайте это упражнение почаще.

Еще одно упражнение, которое мы делали на митапе, основывается на принципах S и R:

  1. Запустите любой клип. Мы брали Avicii — Wake Me Up (Official Video).
  2. По ходу клипа нужно вылавливать визуальные образы и инвертировать их. Например, образ «женщина в одежде лежит на плоту, который плавает по озеру» инвертируется как минимум в «голый мужчина стоит в пустыне». Можно и мужчину инвертировать во что-то неодушевленное, не гуманоидное.
  3. Это отличная разминка для мозга. Опять же, чем больше образов удается поймать, тем лучше.

Очень интересно узнать, какие образы у вас получились и удалось ли вам срисовать клип с кинофестиваля полностью? ;)

Эти упражнения перед началом работы не только позволяют посмотреть интересный клип, послушать любимую музыку и зарядиться настроением, но и ускорят вашу производительность и изобретательность :)

Noveo generating ideas

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте в нашем блоге

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: