Noveo

Наш блог Правила конструктивной коммуникации

Правила конструктивной коммуникации

Мы в Noveo постоянно работаем над оптимизацией рабочих процессов и механизмов взаимодействия в целом. Не секрет, что общение между людьми — одно из самых непростых направлений для улучшений, однако именно из-за некорректной коммуникации часто возникают конфликты и проблемы, которых легко можно было бы избежать.

На митингах менеджеров мы ввели шесть простых правил коммуникации, которые позволяют нам решать проблемы быстро и эффективно, и один из участников встречи следит за их соблюдением. Хотим поделиться этими правилами с вами: они могут пригодиться вам на встречах и с группой людей, и один на один, как в общении внутри команды, так и с другой командой, менеджером и даже клиентами.

Effective communication Noveo

1. Помним про общую цель

У каждой встречи есть цель. Для того, чтобы обсуждение не превращалось в хаос, эта цель должна быть заранее озвучена всем участникам.

Часто бывает, что обсуждение конфликтной ситуации или проблемы на проекте сводится к извечному «кто виноват?», в то время как правильнее обсудить, что делать. Если сразу поставить перед участниками цель встречи — не просто поговорить, а найти способ в будущем избежать проблему (например, чтобы регрешн-баги не попадали на продакшн) — и периодически напоминать о ней, то коммуникация пройдет эффективнее.

Кроме того, по ходу общения часто бывают отвлечения на другие темы, каждый участник хочет что-то сказать, — и важно остаться в рамках одной темы и решать именно ту проблему, ради которой все собрались. В ситуации с регрешенами мы не обсуждаем, какие проблемы деплоя встречаются на продакшн, какова роль пиэма на проекте и т.д.

Важно подготовиться к встрече заранее, продумать агенду, возможно, прикрепить документ с вводными данными и разослать всем участникам, чтобы:

  1. пришли именно те люди, которые заинтересованы\вовлечены,
  2. все понимали цель встречи,
  3. у всех были время и возможность подумать над решением.

Effective communication Noveo2. Общаемся вежливо

Спасибо, кэп! Мы все взрослые люди, зачем вы мне это рассказываете?

И тем не менее жизнь показывает, что очень многие пренебрегают элементарными правилами вежливости:

  1. Не опаздывайте.
  2. Здоровайтесь, прощайтесь. Желательно не одновременно ;)
  3. Не пренебрегайте small talk — он позволяет настроить всех участников на спокойный, позитивный лад, даже если предстоит непростой разговор.
  4. Будьте вежливы, не забывайте о «Спасибо» и «Пожалуйста».
  5. Переходы на мат, даже в эмоциональной беседе, категорически неприемлемы.

Если говорить про письменное общение, то не забывайте, что caps и большое количество восклицательных знаков воспринимается как крик, что нам в деловом общении совсем не нужно.

И немного об общении в мессенджерах: если вы написали кому-то в чате «Привет!» и молчите — это не вежливость. Будьте уверены, собеседник вас уже проклял :) Лучше писать всю информацию сразу, в одном сообщении со словом «привет».

Effective communication Noveo

 

3. Не перебиваем, даем договорить

Опыт показывает, что это один из самых сложных пунктов. Хотя он же — самый понятный: дослушайте, что хочет сказать собеседник, или постарайтесь вклиниться в паузу в его речи, особенно если ваш собеседник углубляется в ненужные детали, уходит от темы.

Если накал страстей все время повышается, собеседники не слышат друг друга, перебивают, переходят на повышенные тона, важно, чтобы один из участников\наблюдателей остановил встречу и взял паузу; лучше вернуться к обсуждению позднее.

Effective communication Noveo

 

4. Оперируем фактами, не переходим на личности, не даем оценочных суждений

Часто люди думают, что они оперируют фактами, но это не так. Например, если вы говорите, что код другого разработчика плохой или грязный, вы можете думать, что это объективный факт. Но на самом деле это именно оценочное суждение, и человек может обидеться. Лучше переформулировать, добавив конструктива: например, сказать, что код не соответствует принятым код-стайлам (со ссылкой), совсем хорошо, если скажете/напишете, в чем именно.

То же самое касается архитектуры приложения. Подходов к архитектуре может быть несколько, у каждого свои плюсы и минусы, и говорить, что какой-то из них плох, нелогичен, туп и был выбран без использования мозга, очевидно, не стоит.

Лучше написать, что в рамках выбранной архитектуры такие-то проблемы не решаются или решаются со значительными трудозатратами.

Effective communication Noveo

 

5. Не критикуем, а обозначаем свои проблемы/сложности, возникающие из-за обозначенного подхода к проблеме, и уточняем, как эти проблемы можно решить

Много ли вы можете припомнить встреч, главной целью которых была критика какого-то из предложенных решений? Вряд ли вспомнится хоть один ;) Чаще всего надо найти решение проблемы, а не раскритиковать все предложенные идеи.

Тем не менее, очень часто на встречах можно услышать критику без встречных предложений. Особенно это характерно для ретроспектив по проекту: члены команды предлагают улучшения, а другие товарищи бросаются словами вроде — это не заработает, мы сто раз предлагали, это бессмысленно, жизнь тлен, мы все умрем.

Ну во-первых, да, мы все умрем. А во-вторых, стоит ли из-за этого опускать руки?

Действительно, зачастую изменения на стороне клиента происходят медленно, может пройти несколько месяцев от идеи до реализации, но тут важно постоянно поддерживать позитивное давление на клиента со стороны команды и проект-менеджера, не дать ему забыть о проблеме.

Важно также искать новые пути решения проблемы, а вместо критики подумать над своими предложениями.

Effective communication Noveo

 

6. Заранее проговариваем, кто принимает финальное решение, если стороны не могут договориться.

На митингах по оптимизации процессов в компании мы договорились, что финальное решение остается за CEO компании. В случае, когда обсуждение коллективное и формальных лидеров нет, финальное решение может быть за большинством, тогда все решается путем голосования.

Effective communication Noveo

Если помнить эти 6 нехитрых истин до, во время и после общения, оно гарантированно будет не только результативным, но и приятным для всех сторон! ;)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

НазадПредыдущий пост ВпередСледующий пост

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: