18 июня 2019

Исследования в UX-дизайне

Весной UX-аналитик Noveo Дарья закончила курс «UX-дизайн» от компании Skillbox. Мы попросили ее рассказать о том, как проходило обучение, а заодно и о митапе «по следам» этого курса.

UX design Noveo

О Skillbox

Skillbox — это онлайн-университет, который позволяет своим студентам учиться дистанционно и в любое удобное время. Вы можете выбрать один из нескольких курсов различной тематики от маркетинга до программирования, а также подходящий уровень сложности. Программы курсов и сами уроки составляются совместно с ведущими компаниями на рынке; так, например, курсы по дизайну были разработаны digital-агентством AIC.

Как проходила учеба

В начале учебы я получила доступ к онлайн-платформе и материалам курса. Далее вся работа, включая общение с моим куратором, происходила на этой платформе. Сам курс состоял из 20 модулей. Каждый из них был посвящен определенной теме и содержал в среднем от 2-х до 6 уроков. В конце модуля нужно было выполнить домашнее задание, которое проверял куратор. Если в домашнем задании была ошибка, то куратор возвращал его на доработку. К следующему модулю можно было переходить, только когда домашнее задание выполнено верно и принято.

О курсе

Я бы сказала, что данный курс больше подходит для новичков в области UX, так как он рассказывает обо всем понемногу и дает скорее общую информацию. Из всех тем, пройденных на курсе, наиболее интересной мне показалась тема, посвященная UX-исследованиям. Именно о них я и решила рассказать своим коллегам на митапе.

UX-исследования

Прежде всего необходимо понять, зачем проводятся UX-исследования. Каждый раз, когда мы разрабатываем прототип для проекта, мы делаем это на основании своих личных предположений. Нам кажется, что мы хорошо знаем пользователя и ему было бы именно так удобно работать с интерфейсом. А это большая ошибка. Наши гипотезы основаны только на нашем личном опыте.

Если мы работаем над проектом по поиску работы для студентов, то тут мы еще можем выдвинуть гипотезы об удобстве использования, так как сами не так давно были студентами или можем спросить мнения друзей, братьев и сестёр-студентов. А как быть, если мы рисуем прототип для сотрудников химической лаборатории? Уверены ли мы, что наше решение будет действительно удобным?

Именно здесь на помощь приходят UX-исследования.

Типы исследований

UX-исследования принято делить на два основных типа: количественные и качественные. Как понятно из названия, количественные исследования позволяют нам ответить на вопросы «Сколько?» и «Когда?». Например, мы можем узнать, что с главной страницы исследуемого сайта 70% пользователей переходят на страницу каталога товаров. И только 7% кладут товар в корзину. А вот качественные исследования ответят на вопрос «Почему?», и мы сможем узнать причину такого поведения.

О количественных исследованиях

В список количественных исследований обычно включают:

  • веб-аналитику, всем нам знакомые Yandex-метрика и Google-аналитика;
  • онлайн-опросы, которые мы получаем в Noveo — например, чтобы проголосовать за дизайн корпоративных футболок;
  • A/B-тестирования, когда поделенным случайным образом пользователям показывают от 2-х до 10 версий сайта и наблюдают, какая им нравится больше. Именно с помощью A/B-тестирования компания Google определяла оттенок своего фирменного синего цвета.

Количественные тесты обычно дешевле качественных, и с их помощью можно опросить большое количество пользователей.

О качественных исследованиях

К качественным исследованиям относят:

  • интервью;
  • карточные сортировки, когда пользователю выдаются карточки с категориями и подкатегориями меню, а он сам выкладывает их в удобном и логичном на его взгляд порядке;
  • юзабилити-тестирование.

Юзабилити-тестирование

Более подробно на митапе я рассказывала именно о юзабилити-тестировании, потому что считаю его особенно информативным.

В чем оно заключается:

  1. мы приглашаем к себе в офис потенциального пользователя нашего продукта или сервиса;
  2. даем ему задание, например, зарегистрироваться на сайте или приобрести товар;
  3. наблюдаем за тем, как он его выполняет. Наблюдать за поведением пользователя лучше в соседнем кабинете, чтобы не смущать его своим присутствием;
  4. просим респондента вслух комментировать свои мысли и эмоции от работы с интерфейсом.

Таким образом, в режиме реального времени мы видим проблемные места в интерфейсе, блокирующие или путающие пользователя. Важно, что после тестирования мы можем пообщаться с респондентом и задать ему дополнительные вопросы. Например, пользователь никак не мог найти нужную информацию, хотя она была закреплена на панели справа. Оказывается, информация выглядела как рекламный баннер, и респондент специально избегал этой части экрана, так называемая «баннерная слепота».

UX research

Особенности юзабилити-тестов

Есть определенные правила подготовки и проведения юзабилити-тестирования. Во-первых, нельзя подсказывать или перебивать респондента. Во-вторых, задаваемые вопросы должны быть открытого типа, например, «Где Вы обычно покупаете спортивные товары?». В-третьих, формулировка заданий должна быть четкой и ясной. Кроме того, начинать тестирование нужно с простых задач, постепенно переходя к более сложным.

Но даже отлично проведенное юзабилити-тестирование будет бесполезным без грамотного анализа результатов. Для анализа применяются различные показатели. Наиболее популярные из них:

  • удовлетворенность (шкала Альберта и Диксона),
  • продуктивность,
  • эффективность,
  • эмоциональный комфорт (SUS),
  • Single Usability Metric (SUM),
  • Хоторнский эффект.

О них вы сможете почитать уже самостоятельно, если тема UX-исследований вас заинтересовала или показалась такой же важной в процессе создания продукта или сервиса, как мне.

Выводы

Без UX-исследований мы только предполагаем, что знаем нашу целевую аудиторию и её проблемы. Исследования открывают реальные потребности пользователей и улучшают наше понимание продукта или сервиса. Как результат, IT-продукт получается действительно востребованным и полезным. Кроме того, исправляя все проблемы ещё на начальной стадии, а не после выпуска продукта, мы можем значительно сэкономить бюджет.

UX design Noveo

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте в нашем блоге

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: