1 сентября 2017

Почему виртуальная и дополненная реальность — это одно и то же

Новые технологии постоянно эволюционируют, а специалисты находят всё новые и новые возможности их комбинировать. Где же сейчас проходит грань между виртуальной, смешанной и дополненной реальностью? Единого мнения на этот счёт нет. Но мысли Майка Элгана, обозревателя из Computerworld, показались нам очень интересными. Предлагаем и вам перевод его статьи.

Слова имеют значение. И как стороннику точности в языке, описывающем технологии, мне сложно писать эту статью.

Мне важно донести истину, ведь люди уже путаются в том, что же такое виртуальная, дополненная и смешанная реальность, видео 360 и head-up дисплеи. Но факты остаются фактами. И факт в том, что путаница в названиях во многом порождена самими технологиями.

Но перед тем, как я перейду к своему основному тезису, давайте разрушим несколько мифов.

Факт: виртуальная реальность — это бизнес

Кремниевая долина завершила разработку потрясающего продукта, использующего виртуальную реальность. Скажем, рюкзак, в котором находится быстрый компьютер для питания гарнитуры VR с высоким разрешением, словно сошедший со страниц фантастического романа. Добро пожаловать в будущее игр виртуальной реальности, не так ли?

Будет ли новый пакет HP VR для настольных ПК предлагать смешанную реальность, дополненную реальность или виртуальную реальность? Ответ — да!

Не так.

Поскольку пятикилограммовый рюкзак не особо отличается от существующих игровых устройств, он предназначен скорее для корпораций и служб здравоохранения. Он называется Z VR Backpack от HP. Он работает либо с новой гарнитурой HP с поддержкой Windows Mixed Reality, либо с гарнитурой Vive Business Edition от HTC, на нём установлен ПК с Windows 10 Pro с процессором Intel Core i7, 32 ГБ оперативной памяти и, что крайне важно, графической картой Nvidia Quadro PS2000. Он также оснащён батареями с возможностью «горячей» замены.

Для меня самой большой новостью стало то, что HP планирует открыть 13 центров обслуживания клиентов по всему миру, чтобы продемонстрировать приложения для предприятий и бизнеса вокруг виртуальной реальности. Если это вас удивляет, это объясняется тем, что виртуальная реальность выходит далеко за рамки игр и других развлекательных приложений. Гораздо более вероятно, что профессиональное использование виртуальной реальности значительно превзойдёт по масштабам использование простыми покупателями.

Факт: у экспертов нет единого определения терминов “виртуальная реальность”, “дополненная реальность” и “смешанная реальность”

Все эти технологии на слуху уже в течение десятилетий, по крайней мере как концепции. Но только сейчас, когда эти технологии стали мейнстримом как для бизнеса, так и для обычных пользователей, возникла необходимость определить, что же люди хотят сказать, употребляя эти термины.

Сингапурская компания Yi Technology на этой неделе представила инновационный мобильный гаджет под названием Yi 360 VR Camera. Камера способна снять 5,7 тысяч видеозаписей со скоростью 30 кадров в секунду и может транслировать потоки в 2,5 тысяч каналов в режиме реального времени.

Впечатляет! Но стоит ли считать видео 360 виртуальной реальностью? Некоторые, как Yi, полагают, что да. Другие же считают, что нет (правильный ответ — да, но об этом чуть позже).

Смешанная реальность и дополненная реальность — тоже спорные термины. Все соглашаются в том, что и та, и другая — это добавление объектов, сгенерированных компьютером, к реальному миру.

Одно из мнений об их различии гласит, что в смешанной реальности объекты “вписаны” в реальный мир. Например, такой объект может стоять перед или даже за реальным столом.

С другой стороны, в дополненной реальности объекты не вписываются в реальный мир, а просто плавают перед глазами. Это значит, что Hololens — смешанная реальность, в то время как Google Glass — дополненная.

Это вызывает разногласия.

Согласно другому определению смешанная реальность — это помещение виртуальных объектов в реальный мир, в то время как дополненная реальность — это контент, который поясняет реальные вещи, “дополняя” их. Так, в этом определении дополненной реальностью следует считать пояснения, которые появляются у зданий, или распознавание человеческих лиц с предоставлением информации об этих людях.

Если придерживаться этого подхода, то Google Glass не является ни смешанной, ни дополненной реальностью, а просто head-up дисплеем — информация, предоставленная пользователю, никак не взаимодействует с реальным миром, да и вовсе не имеет к нему отношения.

Дело осложняется тем, что в некоторых кругах термин “смешанная реальность” употребляется всё меньше, в то время как “дополненная реальность” используется для обозначения всех технологий, сочетающих реальные вещи с виртуальными.

Если вам не нравится и термин “дополненная реальность”, просто подождите. Возможно, и он скоро выйдет из моды.

Факт: новое медиа — это мультимедиа

И тут мы подходим к очень сложному моменту. Некоторые приложения легко однозначно отнести к виртуальной или дополненной реальности, в то время как другие размывают эти границы.

Возьмём новую функциональность YouTube.

В этом видео рассказывается о приложении, разработанном с помощью ARKit от Apple, где пользователь смотрит на совершенно реальное изображение, куда был добавлен один компьютерный элемент: дверь, ведущая в несуществующий сад. Изображение почти полностью реально, за исключением этой двери. Но когда пользователь проходит сквозь неё, он оказывается в саду и может даже увидеть за спиной ту самую дверь, ведущую в реальный мир. По одну сторону мы имеем дело с дополненной реальностью, по другую — с виртуальной. В этом приложении сочетаются сразу обе.

Второй пример ещё сложнее. Я достаточно стар, чтобы помнить поп-хит Take On Me, выпущенный в 1980 группой A-ha. В видеоклипе девочку затягивает в чёрно-белый комикс. Внутри она видит что-то вроде окна с “реальным миром” с одной стороны и “реальностью внутри комикса” — с другой.

Кто-то явно создал приложение с той же идеей, что и клип «A-ha», где крошечное окно открывает доступ в мир комиксов — “смешанная реальность” в чистом виде, — но пользователь может и пройти в этот мир, попадая в полностью виртуальную реальность кроме маленького окна в реальный мир.

Этот сценарий по смыслу намного глубже предыдущего, ведь элементы “виртуальной реальности” — это изменённая на компьютере запись реального мира. Так что здесь невозможно однозначно провести границу между виртуальной реальностью и дополненной.

Когда вы оглядываетесь и видите живое и ясное изображение комнаты, в которой находитесь, это не виртуальная реальность, а видео 360. Ну а если вы видите комнату, которая находится на другом уголке земного шара? А если комната не существует, а просто записана или помещена в виртуальное пространство? А что, если вы увидите себя крошечным, размером с мышь, в огромной комнате, или же наоборот, гигантом в маленькой комнатушке? А если используются различные опции освещения, или несколько комнат из разных домов объединены в один дом? Иногда виртуальную реальность бывает невозможно отличить от видео 360.

Сторонники чистоты языка утверждают, что изображение, например, офиса, — это не виртуальная реальность. А что если при помощи ПО был изменён цвет мебели? Или мебель и вовсе превратилась в животных? Если стены по-прежнему на своих местах, но теперь сделаны из бамбука? Где проходит грань между реальным и виртуальным?

В конце концов, камера, которая показывает вам “реальность”, которая будет дополнена, — не более чем сенсор. Она может показать вам цельную картину вместе с виртуальными объектами, и все согласились бы, что это смешанная реальность. Ну а что если камера считывает данные о расстоянии и движении и представляет их в изменённом виде? Так вместо своих рук вы можете увидеть руки робота, при этом все движения будут совпадать. Что это: виртуальная реальность или смешанная?

Следующая версия Apple maps станет по-своему виртуальной реальностью. Вы сможете вставить iPhone в очки виртуальной реальности и войти в режим 3D-карт. Когда вы повернете голову, вы увидите, как выглядит город, как если бы вы были Годзиллой и топали по улицам. Ну правда, что это (3D-карты сгенерированы компьютером, но в них используются реальные фото)? И это не фотография в формате 360.

“Смешение” виртуальной и дополненной реальности возможно за счёт двух факторов. В первую очередь, всё, что вам нужно, — это камера, которая перенесёт вас из обычной реальности в виртуальную. Во-вторых, компьютеры уже умеют дополнять, изменять, настраивать и искажать видео в той мере, в которой этого пожелает программист. Это заставляет людей испытывать проблемы с подбором правильного термина. Реальное видео и компьютерная графика сохраняют тонкий баланс. Это и не то, и не другое.

Это вызовет ещё большие споры уже в течение этого года в связи с выходом iPhone 8 (или как там его назовёт Apple) и iOS 11, оба должны появиться на рынке уже скоро.

Apple App Store скоро будет наводнён не только контентом, использующим виртуальную, дополненную и смешанную реальность, видео 360 и дисплеи head-up (когда iPhone вставлен в очки), но и их причудливыми комбинациями. Для большей неразберихи некоторые из наиболее продвинутых платформ вроде Microsoft Hololens, Magic Leap, Meta 2, Atheer AiR не будут способны воспроизводить виртуальную реальность.

Дешёвые телефоны, вставленные в очки, способны обращаться с виртуальной реальностью и многими другими вещами. А вот Microsoft Hololens — нет.

Факт: публика выберет наши технологические ярлыки

Все эти ярлыки до сих пор используются для описания большей части новых технологий и платформ. Индивидуальные приложения также сохранят возможность предлагать виртуальную или дополненную реальность эксклюзивно.

Со временем мы увидим иерархию этих медиа с head-up дисплеями в нижней её части и виртуальной реальностью — в верхней. Head-up дисплеи наподобие Google Glass способны обеспечить только это. Но платформы смешанной реальности способны предоставить и смешанную, и дополненную реальность, и head-up дисплеи. Платформы же виртуальной реальности способны предоставить всё.

Со временем значение слов изменяется и эволюционирует. Поначалу новое слово кажется “неправильным”. В одних кругах его принимают, в других — нет. В случае, если достаточно много людей использует “неправильное” слово, оно становится правильным. Язык развивается именно так.

Отличным примером может послужить слово “хакер”. Изначально оно обозначало отличного программиста или пользователя, преисполненного энтузиазма. Но вследствие распространённой ошибки оно стало обозначать человека, который использует компьютер для получения неавторизованного доступа к данным.

Пуристы утверждают, что старое значение по-прежнему является основным или единственно верным. Но это не так. Значение слова определяется тем, как большинство людей использует его, а не правилами, словарями или властью.

Я предполагаю, что со временем размытие терминов “виртуальная реальность”, “дополненная реальность”, “смешанная реальность”, “видео 360” и “head-up дисплеи” приведёт к тому. что всё это объединится под названием “виртуальная реальность”. По крайней мере, этот термин будет использоваться, если медиафайлы воспроизводятся при помощи устройств виртуальной реальности.

Если нам нужен единый термин, то это оптимальный вариант. Он наилучшим образом описывает все новые медиа. И на самом деле, на это способна только виртуальная реальность.

Добро пожаловать в новый, гибкий мир head-up дисплеев, видео 360, смешанной, дополненной и виртуальной реальности.

Теперь это один мир. Одно явление. Давайте просто назовём его “виртуальная реальность”.

Оригинал: http://www.itnews.com/article/3212949/virtual-reality/why-virtual-reality-and-augmented-reality-are-the-same-thing.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте в нашем блоге

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: