12 мая 2017

Что произойдёт с UX-дизайном через 5 лет? 5 возможных вариантов

Любое приложение создается для людей, а значит, UX-дизайн, или проектирование пользовательского взаимодействия, играет решающую роль при создании продукта. Предлагаем вам перевод статьи, посвящённой развитию UX-дизайна в ближайшие годы.

Издательство O’Reilly недавно опубликовало статью, которая не только показала, что дизайнеры в UX-команде зарабатывают больше своих коллег (около $89,000 в год), но и дала понять, что те, кто использует современные технологии, например, Sketch и Аgile, как делаем мы в Noveo, получают наиболее выгодные предложения. В этой статье мы расскажем о путях развития UX-дизайна и о том, почему мы уверены, что идея взять в штат специалиста в области UX просуществует ещё немало лет.

Начало: становление UX-дизайна

Великий дизайнер Дитер Рамс однажды сказал: “Вы не можете создать хороший дизайн, не понимая человека, дизайн делается для людей”. Значит, любой дизайн — это дизайн пользовательского взаимодействия?

Кто-то где-то обязательно почувствует эффект от продукта, созданного нами, даже если не будет использовать продукт сам. Чем бы мы ни занимались, мы создаём контекст, в котором существует человечество, и мы разрабатываем продукты, которые кто-то посчитал значимыми. Так что в широком смысле пользовательское взаимодействие — вся суть дизайна.

Термин “проектирование пользовательского взаимодействия”, или “UX-дизайн”, был создан 25 лет назад Доном Норманом, который в настоящее время является директором лаборатории дизайна в университете Калифорнии в Сан Диего. Он определил UX-дизайн как процесс, где нужды пользователя ставятся превыше всего в любых аспектах использования продукта, включая его окружение. Так, взаимодействие пользователя с Mac не ограничивается работой с операционной системой в то время, пока компьютер включен в сеть. Полная картина включает в себя рекламу, расположение в магазинах, процесс покупки, коробку, документацию, то чувство, когда держишь его в руках, социальную значимость, престиж и так далее.

Как бы то ни было, если мы взглянем на описание профессии UX-дизайнера, то найдём заметно более узкое определение. За последние 5–10 лет термин UX-дизайн стал использоваться более узко, как правило, в отношении проектирования веб-сайтов и мобильных приложений. Такой переход в первую очередь связан с важностью этих средств связи: согласно исследованию от Nielsen, взрослый американец проводит 4 часа в день, используя приложения и сайты с компьютера, смартфона или планшета.

UX-дизайн сегодня

Дон Норман предостерегает нас от слишком узкого понимания термина UX-дизайн или от того, чтобы сводить его к графическому интерфейсу.

“Сегодня этот термин [user experience] часто используется неверно. Люди используют его, говоря “Я UX-дизайнер, я рисую дизайн сайтов” или “Я проектирую приложения”, но они не понимают, что делают, они сводят “пользовательское взаимодействие” к взаимодействию с одним устройством, сайтом или приложением, в то время как это способ взаимодействия с целым миром, жизнью, это то, как вы пользуетесь услугой, или, да, приложением, компьютерной системой, но важнее всего то, что стоит за всем этим. Поняли?”

Если мы посмотрим на UX-дизайн сегодня и подумаем о его будущем, важно помнить, что он не начинается и не заканчивается приложением или устройством, хотя, как правило, это тот случай, для которого и разрабатывается дизайн. Работа UX-дизайнера заключается в том, чтобы выходить за рамки интерфейсов и смотреть на вещи более широко.

В это сложно поверить, но всего 10 лет назад мы жили в мире без смартфонов, мобильных приложений и социальных сетей. Учитывая время, которое мы проводим в них сегодня, изменения были разительными. Для производителей устройств это стало толчком к оптимизации своих продуктов (вспомните iPhone или Google Material Design), а компании, создающие продукты на базе этих платформ, также экспериментировали и пытались использовать платформы наиболее эффективно.

Noveo: Cкажем, одно время Flat design был одним из основных трендов, однако он был удобен далеко не всем пользователям. Подробнее можно узнать из нашей статьи.

Это может показаться спорным, но мы считаем, что сегодня развитие систем, и особенно смартфонов, сильно замедлилось. Производители провели целое десятилетие, улучшая свои устройства, и сейчас смартфон — это уже решённая проблема. Изменения, которые мы видим, скажем, в iPhone, довольно незначительные и поступательные: они делают продукт несколько лучше, но не выводят его на принципиально новый уровень.

Паттерны проектирования сайтов и приложений тоже становятся уже решённой проблемой. Например, разрабатывая навигацию, дизайнеры обычно обращаются к онлайн-библиотекам или паттернам проектирования, как минимум, на первом этапе. Это логично, поскольку UX-дизайн ориентируется на пользователей и интерфейсы должны соответствовать принятым нормам, если нет веской причины сделать иначе.

Итак, что же будет следующим шагом в UX-дизайне?

Будущее UX-дизайна

Новые рынки

Как мы знаем, UX-дизайн развивался не только благодаря повсеместному присутствию новых технологий (телевизоров, компьютеров, смартфонов), но и благодаря развитию сферы услуг, где взаимодействие с пользователем играет решающую роль. Более того, с развитием экономики таких стран, как Индия и Китай, перед UX-дизайнерами открываются совершенно новые перспективы.

Например, создание здравоохранительной структуры потребует глубокого знания налоговых и социально-экономических реалий страны. UX-дизайнерам, заинтересованным в международных проектах, было бы очень интересно создать технические решения, облегчающие целым национальностям доступ к диагностике и лечению.

Старые и новые технологии

За последние годы мы немало слышали о виртуальной и дополненной реальности, но пока они далеки от того, чтобы стать мейнстримом. В интервью, которое дал дизайнер виртуальной реальности Google Labs Грег Мэдисон, звучит весьма скептичный взгляд на способность виртуальной реальности изменить мир.

“Я считаю, что лень — лучший способ предсказать будущее […] За 30 лет мы не нашли способа заменить клавиатуру и мышь, потому что они позволяют совершать множество операций, приложив минимальное количество усилий. В мире виртуальной реальности нам придётся думать не потому, что мы можем, а потому, что это необходимо.”

Так Google Glass (очки виртуальной реальности) в 2015 были изъяты из продажи в связи с малым спросом и рядом проблем безопасности и приватности. Это говорит о том, что успех технологии связан не только с её инновационностью или качеством исполнения. Она должна быть нужной пользователям и помогать им заметно улучшить повседневную жизнь.

Сейчас мы можем предположить, что вездесущие смартфоны, компьютеры и планшеты скоро будут вытеснены с рынка. Природой заложено, что для человека первичным способом получения информации является визуальный, и получение информации с экранов и из текстов может быть не самым удобным. Для многих устройств есть и ограничения, не позволяющие выполнять несколько задач одновременно, быстро переключаться между разными вещами или просто отключать их.

Искусственный интеллект и машинное обучение

В наши дни многие профессии переосмысляются в связи с появлением высокотехнологичного, надёжного и недорогого искусственного интеллекта. Его привлекают уже и для задач, связанных с проектированием и дизайном. Напрмер, Logojoy предлагает дизайн логотипов на базе искусственного интеллекта.

Что же касается работы UX-дизайнеров, многие задачи едва ли будут автоматизированы в ближайшее время. Исследования и user-тестирование остаются сложными процессами, требующими эмоциональной вовлечённости и понимания, каким желаниям и потребностям пользователя сервис соответствует, а каким — нет. Искусственный интеллект ещё долго не сможет понять важность того, что люди не говорят или не делают.

Люди, занимающиеся UX-дизайном, пользуются преимуществом, которое даёт им понимание человеческих потребностей. В 2017 году мы ещё не знаем, что будет значить появление машины, способной к пониманию и состраданию, а значит, пока мы далеки от создания такой машины. Точно так же создание графического интерфейса требует понимания культурного и эмоционального восприятия цветов и их бесконечных комбинаций, так что создание значимого и вовлекающего образа, похоже, останется задачей людей.

Как бы то ни было, искусственный интеллект вскоре сыграет свою роль в ускорении и оптимизации процессов, управляемых людьми. Например, он позволит за секунды создать сотни макетов, цветовых схем или логотипов, позволяя дизайнерам быстро оценить наиболее привлекательные и удобные варианты. Как сказал Рассел Дейвис в своём интервью об искусственном интеллекте: “будет заметно эффективнее и приятнее предоставить машине создать тысячу вариантов, а потом позволить человеку выбрать лучшие.”

Голосовые интерфейсы (ГИ)

Голосовые интерфейсы (ГИ) уже появляются во многих технологиях. Apple разработала Siri, Google — OK Google, Microsoft — Cortana, Amazon — Alexa. Amazon, например, встроил голосовой интерфейс и в свои продукты Fire TV и Echo. Похоже, что пользователи предпочитают использовать голосовые интерфейсы, когда их внимание сосредоточено на чём-то ещё (например, на управлении машиной) или они не хотят печатать или нажимать на экран (например, при просмотре телепередачи). Но скорее всего голосовые интерфейсы будут существовать параллельно с обычными, ведь никто не захочет ехать в вагоне, полном людей, отдающих голосовые команды своим устройствам.

Немаловажным фактором в вопросе развития технологий станет и склонность людей пользоваться тем, что им уже знакомо. Раскладка вашего смартфона — до сих пор QWERTY, разработанная в 1868, чтобы минимизировать урон от забастовок печатников. Более удобные раскладки, такие, как Dvorak, были разработаны уже давно, но не получили распространения. iPhone и iPod стали успешными, поскольку были намного удобнее, чем существующие телефоны и плееры, в то время как Dvorak не получила признания, потому что клавиатура QWERTY не вызывала проблем и не была таким изменением, в котором пользователи действительно нуждались.

Способности UX-дизайнера будущего

Готовность к изменениям

Предугадать будущее невозможно, но мы можем строить некоторые предположения. Последнее десятилетие показало, что дизайн должен быстро адаптироваться, чтобы соответствовать новым потребностям заказчика, его клиентов и конечных пользователей.

Название профессии “UX-дизайнер”, скорее всего, останется тем же, но в будущем роли станут более специализированными. Сегодня UX-дизайнер обладает навыками, дающими простор для изменения и адаптации: он проводит исследования, проектирует пути взаимодействия пользователя, создаёт вайрфреймы, прототипы, дизайн, проводит user-тестирование и даже пишет код. В каком бы направлении ни развивался дизайн, UX-дизайнеры имеют большой потенциал для адаптации и совершенствования навыков.

Смотреть на детали, но видеть общую картину

Чарлз Имз однажды сказал “Детали — это не просто детали. Они и создают дизайн.” Поскольку паттерны проектирования и взаимодействия становятся всё более стандартизированными, компании будут всё более заинтересованы в том, чтобы сделать свой продукт чуть лучше, чем продукт конкурента. Это делает ещё более важным аспектом UX-дизайна, будь то графический интерфейс или поведение продукта, скорость работы или стремление предугадать следующее действие пользователя.

Работодатели будут искать UX-дизайнеров, которые смогут привносить небольшие улучшения. Отчасти это произойдёт благодаря рыночным процессам: компании, которые улучшают пользовательское взаимодействие, преуспеют, а те, кто этого не делает, могут быть вытеснены с рынка.

Конечно, есть вероятность появления совершенно новых технологий, которые повлекут за собой стремительные и долгосрочные изменения. А значит, UX-дизайнерам придётся не только заниматься небольшими, целенаправленными изменениями продукта, но и адаптировать его к новым требованиям дизайна, рынка и технологий, а также оценивать будущие изменения, чтобы сделать продукт соответствующим потребностям и пожеланиям пользователей.

Дизайнеры пользовательского доверия

Возьмём любой фильм, книгу или телешоу, посвящённые ИИ; скорее всего, это будет антиутопия, где машины вышли из-под контроля. Поскольку искусственный интеллект уже входит в нашу жизнь, особенно в вещах, связанных с риском (например, управление автомобилем), ключевой задачей UX-дизайнера станет разработка продуктов, вызывающих доверие. Людям нужно контролировать то, что происходит вокруг, и дизайнеры должны обеспечить эту возможность, позволяя в то же время ИИ заботиться о безопасности и здоровье человека и облегчать принятие решений.

UX-дизайн в ближайшие 5 лет — 5 предположений

  1. Едва ли кто-то станет пользоваться виртуальной реальностью, если исключить случаи интереса к новинке. Но некоторые возможности дополненной реальности появятся, это могут быть дополнительные возможности навигации в Google Maps или возможности облегчить понимание между разными культурами и языками.
  2. Голосовые интерфейсы будут более востребованы при взаимодействии с телевизорами, плеерами или устройствами, встроенными в автомобиль, но останутся в стороне в случае смартфонов, планшетов или компьютеров. Чат-боты могут быть полезными, например, в онлайн-обслуживании, но разочарование пользователей от использования таких систем даст преимущество компаниям, полагающимся на живых операторов.
  3. Большая часть сервисов не будет требовать запомнить пароль, а вместо этого станет использовать код доступа или другие безопасные методы аутентификации. А раз пользователи привыкнут к аутентификации без приложения усилий — это станет новым требованием UI-дизайна.
  4. Сайты и приложения будут по прежнему широко использоваться с компьютеров и смартфонов, хотя скандалы, связанные с приватностью, заставят компании предоставлять больше информации о том, как используются данные, и давать пользователям больший контроль над этим использованием. Будут внедрены новые способы урегулирования (так, General Data Protection Regulation начинает действовать в Евросоюзе уже с 2018 года).
  5. Будущее UX-дизайна в том, чтобы переключиться от глобальных инноваций к мелким неудобствам повседневной жизни. Напомнить принять лекарство, найти запропастившийся ключ, выбрать один из сотни режимов стиральной машины… Любая вещь, которая раздражает вас сегодня, скоро может стать задачей UX-дизайнера!

Оригинал: https://blog.prototypr.io/where-will-ux-design-be-in-5-years-5-predictions-a4a41dda009a

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте в нашем блоге

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: