27 сентября 2016

В дизайн с головою

17-18 сентября обещали быть последними тёплыми выходными осени. Все стремились провести их на свежем воздухе, а вот мы сходили на воркшоп “Техники генерации идей и алгоритмы творческих взаимодействий” и ни капли не пожалели! Воркшоп Михаила Шеттлера, куратора курса дополнительного профессионального образования в Британской Высшей Школе Дизайна, впервые вышел за стены БВШД. Спасибо организаторам и нашей компании Noveo за то, что проспонсировали нам такое крутое мероприятие!

pic1

Первый день начался с лекции об ошибке успеха в творческой индустрии и важности поиска альтернативных решений для любых задач. Затем началось самое интересное — практические задания. Вначале они были неожиданными и имели цель раскрепоститься и избавиться от зажимов, чтобы разогнаться и настроить мозги на генерацию идей. Далее мы разбились на пары, а после стали выполнять проекты в малых группах (3 человека) и в больших (6 человек). Работа проходила в быстром темпе, всегда был обозначен дедлайн. Чтобы жизнь не казалась мёдом, была смоделирована конкурентная среда и команды соревновались между собой. И, конечно же, никто не отменял внезапное изменение условий, всё как в жизни!

Задания были разнообразными — на скорость, на фантазию, на внимательность. Нам пришлось петь, читать стихи, клеить аппликации, создавать безумные арт-объекты из подручных средств. Удивительно, сколько всего мы успели сделать за эти 2 дня!

Галина, руководитель отдела UI-дизайна:

Я люблю такие семинары по многим причинам. Во-первых, это гарантированная творческая встряска. Какие бы комфортные условия ни создавались на работе, похожие задачи и некоторый процент рутины неизбежны. На семинаре же встречаешь людей абсолютно разных и в то же время похожих на тебя. Вы общаетесь, вдохновляетесь друг от друга, заряжаетесь креативом, который потом переносится в работу. Настоящий глоток свежего воздуха, что особенно благоприятно сказывается на представителях творческих профессий!

pic2

Во-вторых, конечно, на семинаре ты получаешь новые знания и используешь полезный опыт в дальнейшем. Причём обычно это даже не новые знания, а то, что ты и раньше знал, но не придавал этому значения. Например, в этот раз я наглядно убедилась, насколько важно правильно презентовать решение задачи. Когда перед твоими глазами абсолютно по-разному демонстрируются схожие проекты, то до тебя сразу “доходит”. Недостаточно классно сделать свою работу, нужно грамотно её подать, при этом немаловажно предугадывать действия конкурентов.

В-третьих, это множество интересных задач. Пожалуй, больше всего мне понравилась следующая: берётся обычный предмет, например, лампочка или шляпа. Одно из свойств предмета заменяется на противоположное. Так неподвижная шляпа может стать подвижной, а хрупкая лампа — небьющейся. Финальная идея может стать как абсурдной, так и гениальной, нужно не бояться экспериментировать.

pic3

Евгений, маркетолог:

Больше всего мне, конечно, понравилось выступать и презентовать проекты. Мы отлично пробежались по полноценной цепочке создания чего-то нового, от идеи до почти воплощения всего за 2 дня. Это было здорово!

pic4

О качестве тренингов я сужу по наличию оставленных мной заметок в Google Keep. Приведу некоторые из них, которые я посчитал простыми, но ценными:

  • Переворачивать ассоциации — придумать противоположность, зачастую получаются интересные характеристики или даже полноценные новые продукты.
  • Ассоциации 2-3 порядка от первоначальной идеи — всё нестандартное лежит за “слоем” ассоциаций, которые первыми приходят на ум.
  • Стараться черпать вдохновение извне, а не из себя ;)

Ирина, UI-дизайнер:

Заданий было много, одно другого интереснее. Они шли плотным потоком, без передышки, но мне такой ритм всегда нравился :)

Сначала была лекция на тему, что худшее, что может случиться с творческим человеком, — это успех. И надо радоваться, когда случаются неудачи, потому что они стимулируют на рост и поиск нестандартных решений.

Эта тема стала лейтмотивом ко всему мастерклассу, и многие упражнения ее иллюстрировали. Больше всего запомнилось, пожалуй, одно из командных упражнений: в каждой группе (из 6 человек) по результатам предыдущей работы был выбран лидер, которому предстояло уволить двоих из своей команды. Увольняли, понятное дело, «слабые звенья». После чего преподаватель отправил начальника к уволенным — получилось из каждой группы по две мини-группы, которые затем соревновались между собой, выполняя одинаковое задание.

Эксперимент предполагал, что в команде с конфликтом (начальник + двое уволенных) результат может получиться даже лучше, чем у оставшейся части.

pic5

В моей команде это не сработало, и мы победили все равно, но по статистике действительно получилось, что в командах с эмоциональным накалом, пусть даже не настоящим, работы получились сильнее — со счётом 3:2 победили команды с лидерами и уволенными. Для меня это стало открытием, что и на конфликтах можно выезжать. Хотя… Пару раз у меня действительно был такой опыт в жизни, и тогда тоже удавалось круто сделать задачу, находясь во вроде бы невыгодных и некомфортных условиях. Но тогда я не знала, что этому есть объяснение.

На презентации над некоторыми получившимися проектами смеялись особенно. Например, над опасным вентилятором, который перемалывает комаров за окном в корм для кота! Действительно полезное изобретение для нашего сибирского лета :))

pic6

А еще мне понравилось упражнение, во время которого надо было смотреть клип и рисовать прямо во время просмотра максимальное количество кадров, как будто этот клип надо своровать и переснять от своего имени :)) Оказалось, это был тест на замер производительности. Я своей довольна: попала по критериям в диапазон очень производительных людей! Потом нам дали еще один клип, во время просмотра которого нужно было зарисовывать встречающиеся в нем визуальные образы, заменяя на противоположные. В совокупности эти два упражнения оказались отличной разминкой, которую можно практиковать в начале каждого рабочего дня, — времени это занимает немного, зато настраивает на хорошие темпы и нестандартную креативность :)

Наташа, тимлид UX-аналитиков:

Мне очень понравился первый день, на мой взгляд, было больше интересных заданий. В частности, первое задание, которое абсолютно выводит тебя из зоны комфорта, — это написать слово “жопа” с любовью или с ненавистью (именно написать, не нарисовать). Это было непросто, но круто!

pic7
Я еще раз убедилась в том, что нужно избегать проторенных путей, выпинывать себя из зоны комфорта, причём и в работе, и вне работы. Например, слушать музыку, от которой не ожидаешь, что она тебе понравится, или пробовать решить задачу с помощью нового инструмента, которым никогда не пользовался (и даже подумать не мог, что будешь). Мир — огромный и нужно быть открытым к нему, потому что расширение кругозора обязательно приведёт тебя к новым мыслям и интересным идеям.

Еще хочу поделиться классной фразой, которую взяла на вооружение (спасибо Михаилу). Не старайтесь сделать дизайн красивым. Профессиональный, удобный, эргономичный + 100 / 500 эпитетов. Красиво в лесу!

Саша, UX-аналитик

Это были очень мощные два дня. Мощные по своей наполненности и интенсивности. Это был отрыв от реальности, такую встряску должен себе устраивать любой человек как минимум раз в месяц.

Теория, преподнесенная на тренинге, во многом состояла из прописных истин вроде «всегда ищите что-то новое», «выходите за рамки комфорта», «думайте не по шаблону». Однако очень здорово, что эти всем известные постулаты можно было опробовать прямо там, не отходя от кассы, в практических упражнениях. С таким подходом они откладываются в голове гораздо глубже.

Более того, многие из упражнений были весьма неожиданными, оригинальными и с головой вовлекающими в процесс. Некоторые задания можно назвать социальным экспериментом организаторов: в одном из них лидеру команды нужно было «уволить» двоих своих сотрудников. После исполнения приговора было объявлено, что уволенные должны работать над проектом в одной микрокоманде со своим бывшим лидером.

Оказавшись в числе уволенных, я очень хорошо на себе прочувствовал социальное напряжение, возникшее в нашей команде. Несмотря на то, что собралась команда, члены которой не очень жаждали работать друг с другом, нам удалось выдать результат и успешно его презентовать. Для меня это был потрясающий опыт нахождения общего языка с людьми, с которыми ты находишься «не на одной волне», и работы в команде с «внутренним конфликтом».

pic8

Тренинг изначально был ориентирован на профессиональных дизайнеров, но участники были с разным бэкграундом и весьма разношерстными в целом. Это и позволило воспроизвести проектные команды из реальной жизни весьма правдоподобно.

По своей сути командная работа над игровыми проектами мало отличается от работы в проектных группах. Интенсивность и частота таких упражнений позволяет очень динамично симулировать процессы, которые в реальной жизни, возможно, длились бы годами. Поэтому было бы очень полезно играть в такие игры и выполнять упражнения с тренинга в реальных рабочих командах.

Самые яркие эмоции я получил от игры с очень неярким названием «аналоговое программирование». Целью было придумать и составить на листе бумаги алгоритм, управляющий действиями фигурки на случайно генерируемом поле из стикеров. Цель: переиграть всех своих соперников.

Апофеозом игры стало новое задание – придумать свое новое абсолютно любое правило, которое нужно было применить на поле битвы и выиграть. С одной стороны: неограниченные просторы для полета фантазии, но с другой: при отсутствии рамок генерация идей заметно усложняется.

В любом случае главная задача – прочувствовать и предугадать поведение и логику других людей в тех условиях, когда их правила и их полет фантазии также ничем не ограничены.

Мне как аналитику этот навык очень полезен в работе. Ведь аналитику как никому другому нужно уметь предугадать и вывести наружу тайные и скрытые (даже от него самого) чаяния заказчика. А он зачастую очень любит достичь апофеоза проекта и поменять правила игры в самый неожиданный момент.

Многие другие упражнения буквально заставили взглянуть на известные вещи с новой стороны. Например, оказывается, последовательность презентации может быть представлена с помощью звукового ритма. Насколько интересен звук ритма, ровно в такой же пропорции, скорее всего, будет интересна и презентация при прочих равных условиях. (Этот текст теперь тоже составлен под определенный музыкальный ритм).

pic9

Я однозначно рекомендую этот тренинг людям, которые слегка застряли, тем людям, которые ищут мотивацию для по-настоящему плодотворной работы, а также тем, кто просто очень хочет, но не знает, куда и главное как выплеснуть свою творческую энергию.

А напоследок мы хотим поделиться с вами записью одного из заданий. Как пояснил нам Саша: «Я хотел прочитать стих совсем на другую песню. Но поддался общему мнению о том, какую песню нужно представить.» Приятного просмотра!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте в нашем блоге

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: